Как лечат музыкой. Духовые инструменты. 🎷

окт. 20, 2020

#songwriting_ru_психология

Продолжая серию статей, направленную на большее раскрытие рабочих инструментов музыкального терапевта, в этой части я расскажу о деревянных духовых инструментах. В целом, как я уже упоминал в первой статье, выбор инструмента довольно диагностичен.

Апеллятивный спектр, куда входит цвет, материал, знакомая или незнакомая форма - все важно и отражает внутренний мир музицирующего. Духовые инструменты, особенно этнические, чрезвычайно интересны как раз с аналитической точки зрения, ведь духовые - предшественники вокализации и вербализации. Там, где музицирующий еще не всегда готов проявить свой голос, может появиться место для импровизации на жалейке, свирели, различных гудочках. 🎵

Интересно: что и в какой момент музицирующий выражает своей игрой? Часто приходится наблюдать, как, используя духовые инструменты, люди подражают звукам природы или воссоздают некие этнические, архаические содержания, как-будто бы прикасаясь к тому, к чему часто не могут прикоснуться в силу жизни в условиях города. 🏢

Рассуждая об этом в терминах полярностей, можно сказать, что часто убираемые за скобки природные, естественные проявления могут встретиться с подчеркнуто интеллектуальной составляющей, как раз на сеансах музыкальной терапии. Именно здесь выражаемые эмоции могут обрести имя и быть узнанными своими владельцами. 😌

Вокализация - самый прямой путь выражения себя, но часто и самый фрустрирующий для неподготовленного клиента. Для невротизированных людей задача спеть подчас просто невозможна. В групповой работе, постепенно, в условиях пространства без оценки, человек шаг за шагом может открыть для себя и других свой голос. А пока этого не происходит, вполне возможна такая замена, которая, впрочем, осуществляется неосознанно самим клиентом в процессе выбора инструмента. А от музыкального терапевта в данном случае необходимо только наблюдать.

Говоря о духовых музыкальных инструментах в практике музыкального терапевта нужно сказать о поистине целительной силе процесса, называемого прослушиванием музыки. Ведь звуки симфонического оркестра обладают теми же самыми исходными признаками, что и те, которые так важны для групповой работы в контексте музыкальной терапии.

Вы никогда не задумывались, почему те или иные тембры создают у вас то или иное настроение? Прослушивая любимую музыку и прислушиваясь к себе можно узнать много нового о том, какие эмоции вызывают у вас те или иные инструменты.

А вот, как деревянные духовые инструменты описывает выдающийся композитор и музыкальный теоретик Николай Андреевич Римский-Корсаков, создатель знаменитого учебника по оркестровке: « Пытаясь охарактеризовать тембры четырех родовых представителей деревянной группы со стороны психологической, я беру на себя смелость сделать следующее общее, приблизительное определение для духовых оркестров среднего и высокого:

Флейта - тембр холодный, наиболее подходящий к мелодиям грациозного и легкомысленного характера в мажоре, и с оттенком поверхностной грусти в миноре;

Гобой - Тембр простодушно-веселый в мажорных и трогательно-печальный в минорных мелодиях.

Кларнет - Гибкий и выразительный тембр для мелодий мечтательно-радостных или блестяще-веселых в мажоре и для мелодий мечтательно-грустных или страстно-драматичных в миноре.

Фагот - Тембр старчески-насмешливый в мажоре и болезненно-печальный в миноре.»

А как охарактеризуете тембры этих инструментов вы? Возможно, в зависимости от вашего настроения, восприятие тембров будет совершенно различным.

Римский-Корсаков отдельно упоминает, что не только тембровые характеристики, но и лад, темп, характер оркестровки влияет на эмоциональное восприятие.

Отдельного упоминания, по-моему, заслуживает народная музыка, и использование в ней духовых инструментов. Словно перемещая нас в пространстве, флейта Пана, славянские гудочки и рожки, и многие представители этого семейства способны перенести нас если не во времени, то в пространстве, сформировав вокруг особенную атмосферу, характерную для фолк-музыки.

Автор статьи @krestovmusic