Работа с темпом ✅
#songwriting_ru_медиакомпозитор
⠀
В эпоху рэпа и электронной музыки, современных рабочих станций (DAW) и прочих технологий, мы стали забывать, насколько важна работа и подбор правильного темпа в композиции и песне. Сегодня поговорим об этом.
⠀
Мы в @da_enemiz вышли из рок-музыки и старого хип-хопа. Да, мы не так молоды, как кажется 😉 Так вот, в былые годы, в эпоху “без pro tools” и цифры, музыканты, группы и оркестры писали свои песни в едином порыве своего персонального или группового чувства времени и грува. Думаю, ни для кого не секрет, что в один и тот же клик метронома два человека будут играть по разному. Так вот, был такой термин как “сыгранный” коллектив или “сбитая банда”. Это означало, что все участники коллектива чувствовали время одинаково. Могли синхронно замедлиться или ускориться, одинаково чувствовали свинг или шаффл и просто играли как один организм, что называется in the pocket.
⠀
Касалось это всех: и Майлза Дэвиса с Макркусом Миллером, и Нирвану, и Сайпрес Хилл. Кстати в хип-хопе были такие ребята как J Dilla, которые возвели в культ игру без метронома на своих МРС, делая при этом поистине шедевральные биты.
⠀
С приходом цифровых технологий, и, особенно, такого понятия как “квантизация” и “сетка”, она же grid, все описанное выше стало уходить в небытие. Музыка начала терять тот самый живой грув, оттяг и кач, как раньше. Она не стала хуже, но стала другой. Современные молодые продюсеры ровняют все по сетке в своих DAW и не парятся, тем самым упуская из своего арсенала еще один мощный инструмент для написания крутейших битов и качевых песен.
Вот вам несколько лайфхаков, как можно круто работать с темпом и сеткой в песнях:
⠀
1) Не стоит квантизовать все партии. Взять к примеру барабаны. Поставьте сильную долю идеально по сетке, а малый барабан играющий на слабую долю отодвиньте на микро расстояние вправо от сетки. Хэт можно немного “свингануть” или “зашафлить”, для этого, кстати уже есть специальные кнопки в ваших DAW, если не знаете где они - рекомендуем погуглить. Ну или хотя бы нарисуйте хай-хэту разную динамику ударов, это тоже поможет по новому ощутить бит. Такие, вроде бы мелочи, очень сильно могут раскрасить общую картину звучания барабанов.
⠀
2) Этот же принцип можно применить и к басу. Оставьте ключевые аспекты идеально привязанными к сетке, но выберите несколько нот, которые будут слега “кривить”. Главное не переборщить и следить чтобы все хорошо работало с барабанами.
⠀
3) Используйте странные значения темпов в песнях. Например все делают поп песню в 110 bpm, а вы сделайте в 109 или в 111,5. Этого никто не заметит слушая трек отдельно, но если вы или ваш слушатель случайно, по радио или в плэйлисте, будут слушать две или три песни в 110 bpm, ваша будет отличаться. Совсем не заметно, но будет. А если в ней еще и барабаны сделаны, как в первом пункте, то это общий эффект уже станет гораздо заметнее.
⠀
4) Используйте несколько темпов в одной песне. Это должны быть микроскопические изменения. Никто не говорит о том, чтобы у вас был припев в 128 bpm, а куплет в 83. Речь о том, что вы можете нарастить интенсивность припева добавив ему 0,5 или 1 bpm. Или например сделать куплет или дроп более разряженным и качающим, снизив его темп. Прием простой, но работает безотказно.
⠀
5) Комбинируйте и импровизируйте. Создавайте новые решения и паттерны для своих песен. Выбирайте те, которые хорошо работают и используйте их всегда. Это будет выгодно отличать вас от других продюсеров.
⠀
А теперь хочется спросить, как вы определяете темп песни? Или может вы очень круто играете и по-старинке пишете все “вживую”?